Светлана ланда
MCC ICF

Что такое менторинг
и как он работает?

Светлана ланда
MCC ICF
Что такое менторинг и как
он работает?
"Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов."

Исаак Ньютон
Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.
Исаак Ньютон
У каждого из нас были встречи с людьми, которые оставили след и оказали особое влияние на нашу жизнь. Благодаря нашим менторам, мы получили результаты, продвинувшие нас вперед к нашим целям. Вспомните этих людей, рядом с которыми вы достигали наилучших результатов. Кем они были, ваши самые лучшие наставники и менторы? Какими компетенциями они обладали? Вспомните, что конкретно они делали? Благодаря чему рядом с ними вы быстрее росли личностно и профессионально?

В своем профессиональном и личном становлении я внимательно выбирала своих наставников - признанных профессионалов в своей области. Для меня было важно и то, как мои менторы реализовали себя в других жизненных сферах. Я высоко ценю возможность общения с уникальными и глубокими личностями, добрыми, открытыми, интересными людьми, готовыми помочь и поделиться опытом. И могу сказать, что отрезки Пути, которые были пройдены в партнерстве с моими Менторами и Наставниками, я вспоминаю с благодарностью и радостью, и не только потому, что быстрее продвинулась к желанной цели. Этот опыт сделал меня богаче во всех смыслах.
Менторинг – это вид поддерживающих отношений и эффективный способ передачи знаний, опыта от более опытного эксперта, предпринимателя, руководителя (ментора) менее опытному (менти), который ведет к профессиональному развитию и прогрессу менти, раскрытию его потенциала и личному росту.
С 2005 года я провожу менторинг для лидеров, более 10 лет являюсь профессиональным ментором для коучей, помогаю становлению в профессии, росту мастерства, передаю будущим менторам и наставникам опыт. Работаю как один-на-один со своими менти, так и провожу открытые менторинги и работаю как ментор программ подготовки коучей и менторов.
Менторство представляет собой неформальное общение и партнерство, где ментор верит в менти, предлагает ему информацию, совет и помощь в том виде, который придаст менти больше сил и уверенности, поможет достичь поставленной цели. Такие отношения основаны на поощрении, открытости, конструктивной обратной связи, взаимном доверии, уважении, готовности учиться и делиться опытом.
"Для меня работа с ментором - ценнейший ресурс и необходимый элемент быстрого профессионального роста. Особенно в Executive Coaching, где время, эффективность имеют значение, а результаты работы коуча с лидером влияют на результаты всей команды и показатели компании. Опыт, мудрость, подсказки, профессионализм, которыми делилась Светлана Ланда со мной во время менторингов, бесценны. Они помогали мне увидеть самую суть проблемы лидера, с которым я работала, точнее определить цели коучинга, и оказать необходимую поддержку моему клиенту в их достижении. После каждого менторинга у меня не только возникала ясность, появлялась палитра возможностей для реализации следующей сессии, но и возрастала моя уверенность в себе и вера в моего клиента."

Татьяна Демина, сертифицированный коуч
Когда нужен менторинг?
"Скажи мне, и я забуду, научи меня, и я могу вспомнить, вовлеки меня, и я научусь".

Бенджамин Франклин
Скажи мне, и я забуду, научи меня, и я могу вспомнить,вовлеки меня, и я научусь.
Бенджамин Франклин
71% компаний из списка Fortune 500 предлагают программы менторинга для своих сотрудников для повышения компетентности, расширения возможностей, большей вовлеченности в рабочий процесс и удержания в команде. Согласно отчету Wharton, Университета Пенсильвании, сотрудники, имеющие ментора "продвигались в пять раз чаще, чем те, кто не прибегал к наставничеству".

Такую же модель наставничества используют предприниматели по всему миру. По исследованиям Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Цукерберг, не скрывает, что основатель Apple - Стив Джобс был его бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные приниматели Кремниевой Долины.

В то же время опытные наставники нужны не только для решения бизнес вопросов. Они помогают избавляться от неэффективных привычек, налаживать отношения с близкими, решать проблемы в семье.
Ментор смотрит на ситуацию "сверху", вовлекает своего подопечного и мотивирует двигаться вперед, являясь живым примером. Он не дает точных карт - "отсюда - туда" и не решает проблемы за менти. Он создает условия, в которых его подопечный способен достигнуть такого успеха, в котором изначально сомневался или даже не мечтал. Американская телеведущая Опра Уинфри однажды сказала: "Ментор — это тот, кто позволяет увидеть надежду внутри себя".

Ментор чаще видит, где нам нужно улучшаться. Он находит способы стимулировать наш личный и профессиональный рост, дает возможность создавать самих себя заново, находить ответы на интересующие вопросы. Ментор является доверенными советником и великолепным слушателем, применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
Что может ментор?

  • Оказать поддержку в выборе траектории развития;
  • Делиться личным опытом достижения успеха и решения трудностей;
  • Дать инструменты достижения целей в профессиональной и личной жизни, проверенные на практике;
  • Бросить вызов и вдохновить менти на рост, развитие, применение новых инструментов;
  • Показать новые возможности в текущей ситуации или в будущем возможном сценарии.
"Менторинг – это одна из развивающих процедур Коуча. Очень ценно – Светлана Ланда подметила мои паттерны поведения и особенно их связь с поведением клиента. То есть, когда в сессии создано глубокое партнерство и есть хорошая обратная связь от клиента, казалось бы, польза очевидна и для Коуча, и для Клиента. А вот ментор что-то подмечает…… и это как брызги холодной воды - отрезвляет, заставляет, в хорошем смысле, вернуться в стандарты профессии, перепроверить еще раз весь процесс организации коучинга. И это уход на глубину…"

Елена Титова, ACC ICF
За что НЕ отвечает ментор?

  • За результаты. Менти полностью несет ответственность за принятие решений и их реализацию;
  • За готовность менти быть открытым, проактивным, спрашивать, быть готовым слушать и услышать совет;
  • Если ментор потеряет интерес или будет вынужден прервать менторские отношения по каким-либо причинам, он вправе уведомить менти письмом или сообщить на личной встрече о своем решении*.
*Рекомендую обговорить все эти моменты при заключении соглашения на менторинг между ментором и менти.
Компетенции ментора и менти
Какие компетенции развивать, если вы являетесь ментором? Какие навыки необходимы для успешного руководителя, который выполняет роль ментора? А может вы хотите им стать, но не знаете с чего начать?

Чтобы эффективно оказывать помощь в развитии, необходимо владеть рядом умений. Каждое из этих умений вносит свой вклад в эффективный менторинг. В различных ситуациях и при решении различных задач одно может оказаться более значимым, чем другое, однако в целом все они равно необходимы для успешного взаимодействия с партнером по развитию.

ЕМСС (Европейский Совет по Менторингу и Коучингу) определяет восемь категорий компетенций менторинга:

1. Самопонимание
Демонстрирует осознание собственных ценностей, убеждений и поведения; признает, как они влияют на их практику и использует это самосознание для эффективного управления в достижении целей клиента и, где это необходимо, целей спонсора.

2. Стремление к саморазвитию
Исследует и улучшает стандарты своей практики и поддерживает репутацию профессии.

3. Управление контрактом
Устанавливает и поддерживает ожидания и границы контракта на менторинг/коучинг с клиентом и, при необходимости, со спонсорами.

4. Построение отношений
Умело строит и поддерживает эффективные отношения с клиентом и, при необходимости, со спонсором.

5. Обеспечение понимания и обучения
Работает с клиентом и спонсором, чтобы обеспечить понимание и обучение.

6. Ориентация на результат и действие
Демонстрирует подход и использует навыки поддержки клиента для внесения желаемых изменений.

7. Использование моделей и техник
Применяет модели и инструменты, методы и идеи, выходящие за рамки основных навыков общения, для обеспечения понимания и обучения.

8. Оценка
Собирает информацию об эффективности собственной практики и способствует формированию культуры оценки результатов.

ЕМСС выделяет 4 уровня владения этих компетенций ментором: Начинающий, Практик, Специалист и Мастер. На каждом более высоком уровне ментор проявляет большую широту и глубину, больший синтез идей, способность пробуждать в менти более значимые инсайты, выполнять эффективную работу со все более сложными вопросами и контекстами, а на более высоких уровнях создавать персональный подход к менторингу и коучингу.

Для успешного партнерства ментора и менти есть минимальный набор компетенций, которыми должны обладать оба участника процесса:

  • Активное слушание;
  • Развивающая обратная связь;
  • Задавание развивающих вопросов;
  • Планирование развития;
  • Постановка развивающих целей;
  • Умение вдохновлять и ставить задачи, бросающие вызов способностям.

Кто-то обладает этими компетенциями, как природным даром, а кто-то вкладывает время и усилия в развитие этих полезных навыков. Как бы то ни было, именно эти навыки определяют наш успех в жизни и профессии.

Линда Филлипс-Джонс, доктор философии, консультант по менторингу и психолог, разграничивает навыки ментора и менти, а также определяет ряд умений, присущих обоим участникам процесса:
Навыки менти
Привлечение менторов

Быстрая обучаемость

Инициативность

Решительность

Управление отношениями
Совместные навыки
Активное слушание

Создание доверия

Поощрение/Воодушевление

Определение целей/реалий
Навыки ментора
Развитие навыков/возможностей

Вдохновение

Обеспечение корректирующей обратной связи

Управление рисками

"Открытие дверей" в новый опыт
Навыки менти
Привлечение менторов

Быстрая обучаемость

Инициативность

Решительность

Управление отношениями
Совместные навыки
Активное слушание

Создание доверия

Поощрение/Воодушевление

Определение целей/реалий
Навыки ментора
Развитие навыков/возможностей

Вдохновение

Обеспечение корректирующей обратной связи

Управление рисками

"Открытие дверей" в новый опыт
Дэвид Клаттербак, автор бестселлеров о командном коучинге и менторинге, подчеркивает, что подобные компетенции ментора и менти могут быть полезны для:

  • Помощи определения пути карьерного роста менти;
  • Минимизации рисков в процессе менторинга;
  • Привлечения менти к самооценке и планированию развития;
  • Помощи поддержки высоких стандартов в рамках официальной программы менторинга;
  • Привлечения заинтересованных лиц к участию в формировании культуры менторинга.
Готовы ли вы повысить свои навыки и подготовиться к получению следующего диплома ICF?
Независимо от роли в менторинге, вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, иметь видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навыки коучинга помогают ментору удовлетворять свои глубокие потребности и оказывать необходимую помощь менти, точно формулировать запрос и цели развития.

Улучшить и развить свои навыки коучинга, получить новые инструменты для коммуникаций вы можете в SLAcademy на программе ССЕ "Эффективная коммуникация. Искусство коучинга". Программа "Менторинг в бизнесе" даст вам необходимые знания о моделях менторинга, стратегии построения отношений ментор-менти в бизнесе и эффективные инструменты менторинга.

Для повышения мастерства в коучинге и подготовки к международной аккредитации мы создали программу ССЕ "Осознанное мастерство". В нее включен групповой менторинг, практика и более детальное изучение нюансов компетенций ICF. Мы с Эстер Ланда, МСС и executive-коучем, ментором и супервизором для коучей, открыто делимся своим многолетним опытом и кейсами из личной практики, делаем детальный разбор маркеров компетенций, чтобы помочь нашим менти пройти путь к своим целям более осознанно, повысить эффективность в сессиях, обрести уверенность и выйти на новый уровень мастерства в профессии, раскрыв свой потенциал и уникальность!
"Я хочу от всего сердца поблагодарить Светлану Ланда за талант подсвечивать лёгкие и простые решения в работе с клиентом. Благодарю за щедрость и готовность делиться опытом по поддержанию внутреннего ресурса коуча. На одном моменте меня пробили слезы, потому что я никогда так не говорила с собой, как говорила со мной Светлана."

Мадина Билялова, PCC ICF
Чтобы менторинг принес вам пользу:

  • Ищите ментора, с которым вы чувствуете себя высокомотивированным;
  • С кем можете открыто делиться своими целями и сомнениями;
  • Ментор не решит ваши текущие проблемы и не сделает работу за вас;
  • Не ждите конкретного совета от ментора, чтобы пойти и сделать как он сказал;
  • Прислушивайтесь, пропускайте через себя и применяйте ваши инсайты на практике.
У вас есть время прямо сейчас сосредоточиться на совершенствовании своих навыков ради вдохновляющей вас цели? Здесь вы узнаете больше о группе менторинга для коучей "Осознанное мастерство".

© Светлана Ланда, 2020г.
Светлана Ланда, executive коуч СЕО и ТОП команд, мастер сертифицированный коуч Международной Федерации Коучинга (MCC) и ментор ICF.

Член Европейского совета по менторингу и коучингу, основатель Международного Центра Коучинга SLAcademy, директор программ подготовки коучей и менторов, автор ценностно-ориентированного подхода в коучинге.

17 лет опыта управления в бизнесе, более 15 лет работает в сфере бизнес обучения и преподавания на программах МВА, управленческого коучинга. Провела более 10 000 часов коучинга и менторинга для руководителей по развитию лидерства, креативности, эффективных коммуникаций для команд и компаний из 12 отраслей бизнеса.

Эксперт по вопросам жизненного баланса, развития ключевых компетенций будущего, автор книг, международный сертифицированный инструктор медитации (RAM), сооснователь сообщества Women's Leadership Forum.